|
|
| Здание Двенадцати коллегий является замечательнымпамятником архитектуры ХVIII века. Оно было построено для размещения высших правительственных учреждений. Композиционно здание должно было состоять из примыкающих друг к другу 12 корпусов, одинаковых по величине и архитектуре. Проект здания было поручено разработать знаменитому зодчему Доменико Трезини.
|
По плану расположения учреждений, составленному губернатором С.– Петербурга А. Д. Меншиковым в 1722 г., первый участок от Невы отводился Аудиенц-коллегии, второй — Сенату, третий — Коллегии иностранных дел, четвертый — Военно-сухопутной и Военно-морской коллегиям, далее предполагалось разместить Юстиц-коллегию, Камер-коллегию, Штатс-коллегию, Комерц-коллегию, Мануфактур-коллегию, Главный магистрат и Синод..
Первые сваи были забиты в 1722 г., но строительство шло очень медленно и неравномерно. Причин этому было много, в том числе и болотистая почва и частые наводнения. Наконец, в 1732 г. сооружение главного административного здания С.– Петербурга было завершено.
|
| В длину это грандиозное каменное трехэтажное сооружение имело 392,6 м, в ширину — 17,1, а в высоту — около 15 м. Каждый корпус завершала четырехскатная крыша, но все они тесно примыкали друг к другу. |
Первый этаж восточного фасада представлял собой открытую сквозную галерею. Пилоны ее были обработаны рустом с горизонтальными швами. На стыке корпусов и по краям здания находились пилоны более крупных размеров. Их было 13, в их нишах располагались статуи. Пилоны подчеркивали границы корпусов. Каждый корпус состоял из трех частей: ризалита и двух боковых крыльев. В ризалитах были двусветные залы, занимавшие второй и третий этажи с выходами на балконы, которые тянулись вдоль всего фасада. Все балконы имели ажурные кованые решетки с медальонами и гербом. В корпуса вели 12 самостоятельных входов, каждый с высоким каменным крыльцом. Второй и третий этажи объединялись чередующимися группами пилястр и лопаток. Ризалиты завершались пышными, в стиле барокко, декоративными фронтонами с особым рисунком для каждого корпуса. В центре фронтона помещалась эмблема коллегии, а по бокам были поставлены по две скульптуры.
|
|
Западный фасад здания выглядел более просто. Вдоль 11 корпусов, начиная со второго, шла двухъярусная открытая галерея. Между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет.
Здание было окрашено в оранжево-красный цвет, на фоне которого рельефно выделялись белые пилястры, лопатки, наличники окон, и увенчано кирпично-красной крышей. |
| Что касается интерьеров, то о них можно судить по сохранившемуся залу Сената (Петровский зал), наиболее богато декорированному. Примыкавшие к залам помещения были оформлены скромнее.
С течением времени здание неоднократно ремонтировалось и в ходе ремонтных работ кое-что менялось. Так, вместо плоских перекрытий на втором этаже появились своды, исчезло барочное убранство фасада и украшавшие ниши статуи, но зато у входов в корпуса встали гранитные пушки. В основном же внешний вид и убранство сохранялись.
|
В начале ХIХ в. располагавшимся в здании Двенадцати коллегий учреждениям становится тесно — Сенат и Синод должны были переехать в строившиеся великолепные апартаменты на левом берегу Невы. Освобождавшиеся помещения было решено отдать петербургскому студенчеству.
Осенью 1823 г. университет был переведен с Васильевского острова в здание, располагавшееся на углу улиц Кабинетской и Звенигородской и принадлежавшее университетскому Благородному пансиону. Но новое помещение тесное, мрачное, с низкими потолками совсем не соответствовало своему назначению. Канцелярия же университета оставалась в здании Двенадцати коллегий, часть помещений которого занимали семьи профессоров.
|
| В 1828 г. императором Николаем I было отдано распоряжение ”поручить сделать план для будущего в доме коллегий университета, его пансиона и Педагогического института”. Помещения южной части принадлежали университету, северной — Педагогическому институту, который был вновь образован в 1828 г.
|
Однако 10 ноября 1829 г. Николай I издает Указ о передачи всего здания Двенадцати коллегий Петербургскому университету. Составить проект перестройки здания, чтобы оно стало удобным для учебного заведения самого высокого ранга, было поручено академику архитекторы, профессору Академии художеств А Ф. Щедрину. На строительные работы было выделено 600000 руб., и в течение 1834 и 1835 гг. они были в основном проведены. В 1836 г. Николай I отдал университету участок земли вдоль лицевого фасада. Известный в те времена садовник Бук разбил здесь вдоль всего здания сад. От улицы сад с тех пор отгорожен чугунной решеткой, основание ее сложено пудожским камнем.
В центральной части здания были сооружены парадный вход и лестница, церковь, освященная 29 июня 1837 г. во имя апостолов Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал) с хорами и колоннами из искусственного мрамора.
|
| Замечательная, почти четырехсотметровая галерея во втором этаже была застеклена. Она вызывала неизменное восхищение всех посетителей как прошлого так и нашего века. Так, гость С.– Петербургского университета писал в журнале ”Современник” (1838, т. Х): ”Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук”.
|
В шкафах галереи помещались книги университетской библиотеки и пособия по естественной истории и физике. Из архивных документов известно, что 63 шкафа содержали образцы минералогического кабинета. Мебель — шкафы, столы, стулья и т. п. — была выполнена по рисункам А. Ф. Щедрина.
Торжественное открытие Санкт – Петербургского университета в перестроенном для него здании состоялось 25 марта 1838 г.
|
| A незадолго до этого, 14 марта, здание университета посетил Николай I. Гостями праздника были почти все известные ученые С. – Петербурга, видные государственные чиновники, высшее духовенство, люди науки и искусства. В университетской церкви по этому случаю был совершен молебен, оттуда гости направились в зал торжественных собраний. Затем им была предоставлена возможность осмотреть весь университет — учебные аудитории, кабинеты и знаменитый своей красотой и убранством Петровский зал, и мы надеемся, что они не прошли равнодушно мимо шкафов с образцами минералов.
|
|
|